Определения и показатели статистики государственного бюджета

Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.

Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:

§ поступления или платежи;

§ поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

§ поступления (платежи) возмездные или невозмездные;

§ текущие или капитальные поступления (платежи);

§ приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

§ приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Определение этих категорий важно для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу, например распределительных операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.

В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе (т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков), в то время как в СНС - на основе начисленных сумм или, другими словами, на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 г., по крайней мере по способу регистрации операций. Кроме того, это обеспечит более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к правительству, в том числе операций и обязательств не денежного характера, позволит ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие не денежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.).

К основным показателям государственного бюджета относятся:

Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.

Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.

Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.

Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Страхование финансовых инвестиций

Финансовые инвестиции представляют собой покупку активов в виде ценных бумаг, как долевых, так и долговых, которые будут приносить инвестору не только прибыль, но и гарантировать ему определенный уровень безопасности вложения средств.